Дорогие
читатели, предлагаю поразмышлять вместе со мной о библиотеках и о профессиональных
задачах библиотекарей на современном этапе.
Традиционно
библиотекарь (школьной или публичной библиотеки) имел дело с документами на
бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении особых знаний,
технических устройств. В настоящее время все чаще приходится работать с
аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями, в интернете.
Современный
библиотекарь 21 века должен владеть компьютером, ксероксом, сканером,
принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой.
Смысл труда
библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы, а
чтобы помогать профессионально, а для этого надо многое знать и уметь.
Сегодня он должен знать не только фонд своей библиотеки, художественную
литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в
науке и технике. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна
необходимо специальное образование или постоянное повышение квалификации.
Я думаю,
библиотекарь должен совершенствоваться всю свою жизнь, особенно
сегодня в век информационных технологий. Сегодня, профессиональные
задачи библиотекаря расширились.
Дополнения
к
функциональным обязанностям зав. библиотекой (библиотекарям)
в связи
с использованием информационных технологий
и
автоматизацией библиотечных процессов.
- Овладевает навыками начального пользователя ПК, проходит обучение, связанное с новыми библиотечными программами, осуществляет качественное повышение профессионального уровня.
- Применяет новые информационные технологии в деятельности библиотеки ОУ.
- Участвует в создании новой информационно-образовательной среды путем использования в библиотеке средств (возможностей) информационных технологий.
- Осуществляет компьютеризацию основных библиотечных процессов: комплектование, учет, систематизация, каталогизация, читательский поиск, книговыдача.
- Использует информационные ресурсы сети Интернет для пополнения библиотечного фонда (при наличии компьютера и доступа к Интернету).
- Организует и ведет электронный каталог, базы данных по профилю ОУ.
- Работает с информационными ресурсами на различных небумажных носителях (аудио -, видео -, СD, DVD), с образовательными интернет – ресурсами.
- Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы педагогических кадров ОУ в области новых информационных технологий и педагогических инноваций.
- Консультирует обучающихся и педагогических работников по правилам использования компьютера в библиотеке.
- Осуществляет информационную поддержку педагогов ОУ средствами информационных технологий в учебной деятельности.
- Использует информационные технологии (в том числе возможности АИБС) для дифференцированного обслуживания учеников и педагогического коллектива школы.
- Оказывает поддержку (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую, массовую) пользователям в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной и профессиональной деятельности.
- Организует компьютерную справочно - библиографическую службу.
- Разрабатывает новые информационно-консультативные услуги для пользователей библиотеки ОУ.
- Ведет журнал ежедневного учета использования интернет - ресурсов в бумажном и электронном ви
- Использует наглядность в предоставлении библиотечных услуг: оформление буклетов, указателей, приглашений и т.д.
Библиотекарь
21 века также должен:
- совершенствовать предоставляемые библиотекой услуги на основе внедрения новых информационных технологий;
- использовать мобильные устройства связи при обслуживании читателей библиотеки;
- внедрить виртуальную справочную службу;
- создать своё информационное пространство в сети (блоги, сайты,группы, форумы и т.д.)
- организовать совместную онлайн деятельность с читателями по различным темам:
- проводить дистанционное обучение (курсы, мастер-классы, акции) с читателями в сети;
- освоить веб-сервисы;
Нельзя не
заметить, что библиотека и библиотекари сегодня стали более открыты
обществу. Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от
библиотекаря более высокой культуры, в том числе речевой, этической культуры,
знания этикета. И кстати сейчас довольно часто предлагаются
всевозможные специальные курсы, как очные, заочные, дистанционные, дающие
необходимые знания и навыки, как на муниципальном, региональном,
всероссийском и международном уровнях, где библиотекари принимают самое
активное участие.
Использована
литература: Библиотека в школе №3, 2006 год стр.24-27
Полностью согласна с вами.Вы все очень точно назвали. Остается только всему учиться.
ОтветитьУдалитьБиблиотекарь, одним словом, должен быть мобильным! И каждую свободную минуту должен учиться, чтобы выполнить все перечисленные мной задачи.
ОтветитьУдалитьСогласна с Вами! Но мне еще кажется важным то,что не просто сейчас автоматизируются все библиотечные процессы, но и меняется сама работа - можно быть (пусть даже и с автоматизацией) хранителем фонда, а можно работать, организовывая взаимодействие с читателями с помощью Сети и мобильных технологий!Меняется направление - внутреннюю автоматизацию сменяет внешнее соединение с читателями и профессиональным сообществом
ОтветитьУдалитьВсё что ни делается, всё к лучшему! Главное, что мы сегодня можем не только заниматься автоматизацией библиотеки, но и разнообразить работу с читателями,и общаться в сети, учиться друг у друга!
УдалитьОчень понравилось.
ОтветитьУдалить
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Валентина!
«Парус» - новая награда в библиотечной блогосфере, связанная с мечтой. Я передаю вашему блогу эту награду.
По условиям награды необходимо:
1. Поблагодарить наградившего в своём блоге.
2. Передать «Парус» 8 блогам, у которых меньше 200 постоянных читателей;
3. Зайти к ним в блог и наградить;
4. Ответить на 3 «мечтательных» вопроса;
5. Самим придумать 3 вопроса.
Вопросы для тех, кого я наградила "Парусом" вы можете найти в моём блоге Станция Библиотечная http://bibliot403.blogspot.ru/