воскресенье, 10 марта 2013 г.

Поговорим о задачах библиотекаря на современном этапе

Дорогие читатели, предлагаю поразмышлять вместе со мной о библиотеках и о профессиональных задачах библиотекарей на современном этапе.
Традиционно библиотекарь (школьной или публичной библиотеки) имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении особых знаний, технических устройств. В настоящее время все чаще приходится работать  с аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями, в интернете.
Современный библиотекарь 21 века должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой.
Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы, а чтобы помогать профессионально, а для этого надо многое знать и уметь.  Сегодня он должен знать не только фонд своей библиотеки, художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в науке и технике. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование или постоянное повышение квалификации.

Я думаю, библиотекарь должен совершенствоваться  всю  свою жизнь, особенно сегодня в век информационных технологий.  Сегодня, профессиональные задачи библиотекаря расширились. 
Дополнения
к  функциональным обязанностям зав. библиотекой (библиотекарям)
в связи  с  использованием информационных технологий
и автоматизацией библиотечных процессов.
  1. Овладевает навыками начального пользователя  ПК, проходит обучение, связанное с новыми библиотечными программами, осуществляет качественное повышение профессионального уровня.
  2.  Применяет новые информационные технологии в деятельности библиотеки ОУ.
  3.   Участвует  в создании  новой  информационно-образовательной среды путем использования в библиотеке средств (возможностей) информационных технологий.
  4.   Осуществляет компьютеризацию основных библиотечных процессов: комплектование, учет, систематизация, каталогизация, читательский  поиск,  книговыдача.
  5.  Использует информационные ресурсы сети  Интернет для пополнения  библиотечного  фонда  (при  наличии  компьютера  и  доступа  к  Интернету).
  6. Организует  и ведет  электронный каталог, базы данных по профилю ОУ.
  7.  Работает  с информационными  ресурсами  на различных  небумажных носителях  (аудио -, видео -, СD, DVD), с образовательными интернет – ресурсами.
  8.  Выявляет информационные потребности  и удовлетворяет запросы педагогических кадров ОУ в области новых информационных технологий и педагогических инноваций.
  9.  Консультирует обучающихся и педагогических работников по  правилам использования компьютера в библиотеке.
  10.  Осуществляет информационную поддержку педагогов ОУ средствами информационных  технологий в учебной  деятельности.
  11.  Использует информационные технологии (в том числе возможности АИБС) для дифференцированного  обслуживания  учеников и педагогического коллектива  школы.
  12.  Оказывает  поддержку (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую, массовую) пользователям в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной и профессиональной деятельности.
  13.  Организует компьютерную  справочно - библиографическую службу.
  14.  Разрабатывает новые информационно-консультативные  услуги для пользователей библиотеки ОУ.
  15.  Ведет  журнал ежедневного учета использования интернет - ресурсов в бумажном и электронном ви
  16.  Использует наглядность в предоставлении библиотечных услуг:  оформление буклетов, указателей, приглашений и  т.д.
Библиотекарь  21 века также должен:
  • совершенствовать предоставляемые  библиотекой   услуги на  основе  внедрения  новых информационных  технологий;
  • использовать мобильные устройства связи при обслуживании читателей библиотеки;
  • внедрить виртуальную справочную службу; 
  • создать своё информационное пространство в сети (блоги, сайты,группы, форумы и т.д.)
  • организовать совместную онлайн деятельность с читателями  по различным темам:
  • проводить дистанционное обучение (курсы, мастер-классы, акции) с читателями в сети;
  • освоить веб-сервисы;
Нельзя не заметить, что библиотека и библиотекари сегодня стали более открыты обществу.   Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от библиотекаря более высокой культуры, в том числе речевой, этической культуры, знания этикета.  И кстати  сейчас довольно часто предлагаются всевозможные специальные курсы, как очные, заочные, дистанционные, дающие необходимые  знания и навыки, как на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях, где библиотекари принимают самое активное участие. 

Использована литература: Библиотека в школе  №3, 2006 год   стр.24-27





6 комментариев:

  1. Полностью согласна с вами.Вы все очень точно назвали. Остается только всему учиться.

    ОтветитьУдалить
  2. Библиотекарь, одним словом, должен быть мобильным! И каждую свободную минуту должен учиться, чтобы выполнить все перечисленные мной задачи.

    ОтветитьУдалить
  3. Согласна с Вами! Но мне еще кажется важным то,что не просто сейчас автоматизируются все библиотечные процессы, но и меняется сама работа - можно быть (пусть даже и с автоматизацией) хранителем фонда, а можно работать, организовывая взаимодействие с читателями с помощью Сети и мобильных технологий!Меняется направление - внутреннюю автоматизацию сменяет внешнее соединение с читателями и профессиональным сообществом

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё что ни делается, всё к лучшему! Главное, что мы сегодня можем не только заниматься автоматизацией библиотеки, но и разнообразить работу с читателями,и общаться в сети, учиться друг у друга!

      Удалить

  4. Здравствуйте, Валентина!
    «Парус» - новая награда в библиотечной блогосфере, связанная с мечтой. Я передаю вашему блогу эту награду.
    По условиям награды необходимо:
    1. Поблагодарить наградившего в своём блоге.
    2. Передать «Парус» 8 блогам, у которых меньше 200 постоянных читателей;
    3. Зайти к ним в блог и наградить;
    4. Ответить на 3 «мечтательных» вопроса;
    5. Самим придумать 3 вопроса.

    Вопросы для тех, кого я наградила "Парусом" вы можете найти в моём блоге Станция Библиотечная http://bibliot403.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить