понедельник, 4 марта 2013 г.

Мои размышления по поводу библиотечных блогов и не только..

В настоящее время в сети интернет появилось множество  веб-страниц  библиотекарей, библиотек  как публичных, детских, так и школьных, это:  блоги, сайты, вики-страницы, группы. Основная цель их создания, я думаю:
  • формирование информационной среды;
  • создание имиджа библиотеки в современном образовательном пространстве;
  • повышение информационной открытости деятельности библиотек, развития диалога между субъектами учебно-воспитательного процесса (учителями, учащимися и родителями), пользователями библиотек;
С помощью   веб-страниц библиотекари не только информируют своих потенциальных читателей о своих планах, мероприятиях, услугах, но и сами активно участвуют в сетевых дистанционных курсах, акциях, конференциях, вебинарах, сами создают продукты и охотно делятся с пользователями сети, коллегами своими идеями, материалами, тем самым создавая свою информационную среду.
Блоги, сайты, группы по своей структуре  похожи, их отличает шаблон, дизайн, и конечно, содержание.
Если говорить о классификации, то больше комплексных блогов, делающих акцент на то, что интересно читателю, по мнению автора. «Миры БИБЛИОТЕК»  http://myblogluba.blogspot.com/ (автор: Любовь Михайловна Брюхова), «Открывая книгу, открываешь мир» http://nadechdaleon.blogspot.ru/, (Надежда Леонтьева ) «Разговорчики в библиотеке» http://098-evdokia.blogspot.ru/  (Evdokia),  блог библиотеки Дворца детского (юношеского) творчества города Кургана «Острова чтения» http://ostrova-chtenia.blogspot.ru/  «БиблиоМАЯК» http://maykchitatetocruto.blogspot.ru/  (автор: Ольга Николаевна, г.Новокуйбышевск)  и др. 
  Кстати мой блог «Вести из Книгограда» http://valentinanovose.blogspot.ru/
тоже можно отнести к комплексному. В первую очередь я пишу для своих пользователей библиотеки, односельчан, собираю полезные ссылки, информацию о новых технологиях, формах и методах работы, о веб-ресурсах.
 Встречаются методические блоги, где часто рассматриваются формы и методы работы с читателями. Здесь стоит заглянуть на огонек к Наталье Шоповой  «Записная книжка школьного библиотекаря»  http://bibnout.ru/  методика и практика библиотечной работы в школе, а также «МетодистиК@» методические идеи, заметки, размышления http://new-metodist.blogspot.ru/ (автор: Елена Астапенко)
Информационные блоги рассчитаны на миллионную массу пользователей, в блоге можно получить всю интересующую информацию по разным отраслям, в том числе и о поступлениях новых книг, как в библиотеку, так и на мировой рынок. Часто в таких блогах предлагаются инструкции по работе с веб-сервисами.
Обучающие и развивающие блоги предусматривают участие в проектах, олимпиадах, викторинах, играх.
 Меня, в первые, годы работы в сети привлекали больше технические блоги, которые я часто посещала, так как искала всевозможную информацию, касающуюся  работы на компьютере и в сети интернет, это и гаджеты и виджеты, баннеры, специальные программы. 
 В этом плане мне очень помогли следующие блоги:  Всё для BLOGGER(а)  на  BLOGGSPOT(е)!  http://www-1.blogger4you.ru/   (автор: Светлана )  "Интернет для чайника" http://chaynic.ru/  (Алексей),  "Калейдоскоп сервисов"  http://mainservis.blogspot.ru/  (автор: Вера Павловна Короповская), "Медиатека школы" http://biblio-media.blogspot.ru/ (автор: Елена Николаевна Ястребцева),  «Организация учебной работы при помощи блога» http://blognauroke.blogspot.ru/   (автор: Марина Курвитс)
 Во всех блогах, сайтах главная страница посвящена новостям, и это правильно. А дальше на усмотрение автора блога: это может быть и «Методическая копилка», «О себе», «Виртуальная справочная служба», «История города (поселка)», «Родителям», «Советы», «Наши выставки», «Юбиляры года»  и т.д. 
 Мне также показалась привлекательной Wiki- технология.
Wiki - это технология построения веб-сайта, позволяющая пользователям самим через веб-интерфейс, активно включиться в процесс редактирования его контента, т.е. создавать новые страницы, публиковать документы. Вики-сайты, таким образом, создаются множеством людей, их содержимое формируется на основе личного вклада каждого из участников. Особенность вики в том, что каждая страница содержит большое количество гиперссылок на другие страницы, а также есть возможность встраивания с помощью HTML кода на страницу вики  своих работ. Технологии вики очень удобны для учащихся и преподавателей. Изучив несложный язык вики-разметки, можете размещать в открытом доступе учебные материалы, а также организовывать обсуждения по разным вопросам, привлекать учащихся к самостоятельной разработке интернет – продуктов. Вики-среда удобна  для совместной разработки сетевых  проектов, предполагающих создание электронных материалов, их размещение и обсуждение в сети  Интернет.
Благодаря сайту «Wiki.Sibiriada» http://goo.gl/ktyCN  я познакомилась и научилась работать в вики, создала свою страничку-портфолио  http://goo.gl/Tfr7h и  страничку библиотеки. 

 Я считаю, не важно, какой веб-ресурс (сайт, блог, группу, вики-страницу) создали те или иные библиотекари, важно, что они активно внедряют инновационные технологии в библиотечную деятельность, идут в ногу со временем,  готовы учиться, самосовершенствоваться, делиться опытом.
 Очень приятно сотрудничать с умными, талантливыми, идейными коллегами-библиотекарями: блогерами, викитессами, веб-мастерами. И я с уверенностью, могу сказать, что с такими  библиотекарями, безгранично преданными своему делу, новаторами библиотеку ждет светлое будущее.

3 комментария:

  1. Валентина, очень интересный и подробный пост! Важно научиться применять каждый вид ресурса для решения профессиональных задач - они все имеют значение

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья, согласна с вами, каждый ресурс интересен. Мы для того в сети и работаем,чтобы научиться применять свои знания на практике. Не всё сразу получается. Освоив технические шаги, перейдем к привлечению учащихся к онлайн-деятельности, будем знакомить их со своими ресурсами. Многие это уже делают, а у некоторых до сих пор нет интернета в школе, в кабинетах, да и низкая скорость сети тормозит работу. Проблем хватает.

    ОтветитьУдалить
  3. Валентина, замечательный пост, умница Вы наша!

    ОтветитьУдалить